Роскошь или нищета общения? Общение невротическое, обычное и роскошное

   Все люди — и взрослые, и дети - общаются друг с другом. Они могут общаться много или мало, хорошо или не очень, трудно или легко, но общение людей не прекращается ни­когда. Общение присутствует в жизни каждого человека, но качество его может быть разным.

 

  Именно качество внутрисемейного общения во мно­гом определяет отношения взрослых и детей, а в конечном итоге и счастливость или несчастливость семейной жизни в целом. Ни большие деньги, ни влиятельные родственни­ки и полезные связи, ни высокие должности и головокру­жительные карьеры не могут сделать семью счастливой. Семье для счастья нужно что-то ещё. Вот это «что-то ещё» и есть внутрисемейное общение людей, как взрослых, так и детей, друг с другом и миром вокруг.

  Любое общение строят и создают сами люди. В итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое. Семьи как раз и различаются тем, общение какого качества они созда­ют, осознанно или неосознанно, в своих семейных домах. И то, как складывается семейная жизнь, какими вырастают дети, во многом зависит от качества внутрисемейного общения. А оно может быть:

• невротическим;

• обыкновенным;

• роскошным.

Также и родители, и вообще все взрослые, бывают невро­тическими, обычными и феноменальными.

 

Невротическое общение

  Это — бурная и нервная коммуникация людей друг с дру­гом, когда все её участники всё время на что-то жалуются, в чём-то (а чаще всего во всём) обвиняют друг друга, что-то постоянно друг от друга требуют и друг друга критикуют, при этом от такого общения искренне и тяжело переживая.

  Невротическое общение людей наполнено обидами, пре­тензиями, оскорблениями и пронизано негативом, большой напряжённостью, а порой ненавистью и даже откровенны­ми страданиями. Каждый настаивает на своём, и все хотят друг друга переговорить, переспорить, перекричать, а глав­ное, перекроить, переделать, изменить. И толком никто ни­кого не слышит и не понимает, а главное — не принимает как личность.

 

Обычное общение

  Участники обычного общения почти всегда разговарива­ют друг с другом, по крайней мере постоянно бросая «Как дела?», «Что будешь есть?» или «Что случилось?» Они могут слушать друг друга, но не всегда выслушивать. Они могут бе­седовать друг с другом, но не всегда понимать и принимать. Они вполне могут покрикивать друг на друга, обижаться и ругаться. А потом виниться, извиняться и мириться. Они так­же могут пошутить и посмеяться, а ещё и поприкалываться друг над другом, но у них редко получается беречь настрое­ние другого человека

  При обычном общении люди могут соглашаться друг с дру­гом и не соглашаться, спорить и обижаться, а ещё обсуждать и критиковать, указывать и приказывать, просить и требовать. Ещё много чего могут делать участники обычного общения, но наслаждаться внутрисемейным межличностным общением у них не получается. Разбираться в психологических тонкостях человеческого общения им некогда, да и неохота. Поэтому за­душевность в общении не получается, но об этом особо никто не задумывается и к этому не стремится.

  Общение получается пресным, невыразительным, обыч­ным и обыденным. Что-то типа такого:

— Здравствуй, Маша. Как твои дела в школе?

— Здравствуй, мама. В школе всё хорошо.

— Что будешь есть?

— Сосиски с картошкой.

— Не забудь потом помыть посуду.

— Ладно.

  Обмен информацией в общем-то состоялся, а общение — нет. Ответы на все заданные вопросы получены, но душа че­ловеческая не удовлетворяется лишь обменом информаци­ей, а неуклонно просит чего-то ещё.

 

  Роскошное общение, или Ласковый шёпот благородства души

  Участники роскошного общения строят его не только из вопросов-ответов и обмена информацией. Они непременно добавляют в общение что-то ещё. И это тонкое и едва уло­вимое «что-то ещё» делает общение человеческим и человеч­ным, душевным и задушевным, а также позитивным, вдум­чивым, искренним и неспешным.

  Такое общение несёт детям не только информацию и ответы на вопросы, а положительную эмоциональную энер­гию взрослых, их доброту и абсолютный позитив, давая детям радость бытия и счастье детства. Дети, пожалуй, не смо­гут описать этого словами. Они просто чувствуют ласковый шёпот души взрослого любящего человека, находящегося рядом. И от этого детские души начинают излучать бархат­ные лучики любви. Любви к этим феноменальным взрослым, находящимся рядом с ними и создающим такую атмосферу вокруг. Дети самозабвенно купаются в ней, а из детских глаз разлетаются во все стороны задоринки детской радости и искорки неподдельного счастья. Всем участникам общения отчего-то хорошо. От чего именно и почему, не всегда мож­но объяснить словами. Но зато очень даже можно почувс­твовать и ощутить.

   Толковательный словарь для толковых родителей

   Родители – это обычные люди, которым крупно повезло в жизни. Им судьба послала подарок – ребёнка или детей.

  Думающие родители – это родители, которые ценят превыше всего дар судьбы – ребёнка или детей. А ещё они способны думать, размышлять, анализировать. Они также способны чинить наломанные дрова, разбирать нагороженные огороды, убирать с жизненных тропинок разбросанные тут и там грабли и извлекать уроки из допущенных ошибок. Но самое главное, думающие родители способны работать над собой, занимаясь самосовершенствованием и личностным ростом и меняться в лучшую сторону. И, конечно же, такие родители очень даже способны наслаждаться собственной жизнью вообще, а своим родительствованием в частности.

  (А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения)