logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

 Зачем школьникам нужны проекты?

Каждые 5-6 лет возникают и становятся актуальными новые области профессиональной деятельности. Это требует от современных людей новых способностей.  В современном обществе образование продолжается в тече­ние всей жизни человека. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всегда придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, полу­чать дополнительное образование, осваивать новые профессии.

Условия современной жизни диктуют жёсткие требования к молодому специалисту, такие как мобильность - способность быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность, способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить у себя эти способности вам, необходи­мо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения вы сможете приобрести при самостоятельной подготовке проектов.

Работая над проектами в школе, вы будете лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем.

Важно отметить, что приобретённая способность - самостоятельно находить и осваивать новые знания и умения - играет решающую роль для успешного продолжения вашего образования в колледже или ВУЗе. Современные студенты большую часть курсов осваивают в процессе самосто­ятельной индивидуальной подготовки.

Работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у лидеров совре­менной политики, бизнеса, искусства, спорта.

 

Что такое учебный проект?

Учебный проект - это комплекс самостоятельно выполняемых дей­ствий, направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора проекта проблему.

Проектный продукт - это средство решения проблемы проекта; то, что вы должны создать в результате своей работы. Проектный продукт является обязательной частью проекта. Но не только это отличает проект от других видов самостоятельной творческой работы учащихся, таких как доклад, реферат, исследовательская работа и т.п. Особенностью проекта является

также соблюдение определённой последовательности работы:

 проблемная ситуация

 определение проблемы

 поиск способов реше­ния проблемы

 получение продукта (решение проблемы).

 

Прохождение этих этапов в ходе работы и является свидетельством выполнения проекта.

Таким образом, выполнение проекта — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на получение заранее запланированного продукта.

Проект может включать элементы работы над докладом, рефератом, использование исследовательских методов. Но они используются только как способы, обеспечивающие получение результата, решение вашей проблемы.

 

На начальном этапе работы в проекте должны присутствовать:

• анализ исходной ситуации;

• выделение определённой проблемы и формулировка цели;

• описание ожидаемого продукта;

• план предстоящей работы.

 

Работа над проектом считается завершённой, если:

• исходная проблема решена;

• создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы);

• представлен письменный отчёт о работе;

• проведена публичная презентация продукта.

Чем  отличается исследовательская работа  от проектной? Исследовательские работы проводятся с ориентацией на участие в конференциях, конкурсах и т.п.

В «большой» науке главной целью исследователя является открытие новых знаний. В школе исследование является учебным. Это значит, что цель учащегося, проводящего исследовательскую работу - освоить иссле­довательские умения, развить свои способности, самостоятельно полу­чить новые для себя знания в области естественных и гуманитарных наук. В исследовании спланировать и описать конечный продукт невозможно, т. к. результат заранее просто не известен. Исследователь выдвигает ги­потезу - предположение, о том, что можно получить, а затем проверяет её, подтверждает или опровергает. Исследование может входить в проект, в этом случае появляется проектно-исследовательская работа.

 

Что важно знать, начиная работу над проектом?

Проект - это большая самостоятельная работа. В этой работе вы буде­те сотрудничать с учителем - руководителем своего проекта. Наверное, какая-то область школьных учебных предметов вам нравится больше других (например, естествознание или гуманитарные науки), возможно с этой областью деятельности вы в будущем планируете связать свою жизнь. Тогда стоит выбрать проблему проекта в данной предметной области. А преподаватель одного из предметов этой области станет вашим научным руководителем. В этом случае у вас появится возможность не просто использовать свои знания и умения, но и получить полезный опыт работы в интересующей вас сфере.

Работая над проектом, вы можете задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, построить модель объекта или процес­са, провести опрос или взять интервью, создать уникальное творческое про­изведение или провести увлекательное мероприятие для одноклассников...

Некоторые проекты невозможно осуществить одному. Поэтому, если вы займётесь именно таким проектом, предстоит научиться сотрудничать, работать в «команде». Эти умения очень важны в современной жизни, и, если вы их освоите, то у вас будет меньше проблем в учёбе и во внешкольном общении. Можно сказать, что работа над проектом даёт вам уникальный шанс усовершенствовать свои коммуникативные, информационные умения, а также умения решать проблемы. Как это можно сделать вы узнаете из данного учебного пособия.

Работа над проектом может занять разное время - от нескольких дней до нескольких месяцев.

 

Какими бывают проекты?

Вид проекта и форма воплощения замысла зависит от желания и фанта­зии авторов. Вид проекта определяется как предметной областью (проекты по физике или математике не похожи на проекты по истории или литера­туре), так и целью работы. В свою очередь, вид проекта определит методы вашей работы.

Проект может быть:

• практико-ориентированный: его цель - решение практических за­дач, поставленных автором или заказчиком проекта. Проектным про­дуктом могут быть: учебные пособия, брошюра, справочник, словарь, па­мятка, рекомендации, инструкции для удобства использования или изу­чения чего-либо, модели и т.п.  Такой продукт имеет реальную потребительскую ценность - может удо­влетворить потребности школы, класса, заказчика. Этот проект может относиться к любому школьному предмету;

• информационный: его цель - собрать и представить информацию, в том числе статистические данные, о каком-либо объекте или явлении для дальнейшего использования заказчиком. Проектным продуктом мо­гут стать соответствующим образом оформленные статистические дан­ные, результаты опроса, анкетирования, аналитические обзоры разных источников по какому-либо вопросу, которые сопровождаются собствен­ными выводами и комментариями. Результаты информационных про­ектов могут использоваться как дополнительный материал или пособие для уроков, опу­бликованы в школьной газете или выложены на сайте в Интернете.

• творческий: его цель - воплотить творческий подход автора в решение какой-либо проблемы, вызвать интерес окружающих. Такой проект мо­жет быть сделан в рамках определённой темы учебного курса, а может быть связан с внешкольной жизнью. При работе над таким проектом воз­можен свободный подход к выполнению этапов работы. Проектным про­дуктом могут стать литературные, музыкальные произведения, произве­дения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, муль­тфильмы, слайд-шоу, видеофильмы и т.п.

• игровой: его цель - организовать в школе какое-то интересное мероприя­тие (спектакль, концерт, шоу, игру, представление, экскурсию, спортив­ное состязание, викторину), чтобы не только вызвать интерес к какой-то учебной дисциплине, но и дать участникам опыт активного применения знаний (например, предметные игры КВН). Продуктом, как правило, является мероприятие, автор при этом выступает в роли организатора, сценариста, ведущего, режиссёра, судьи, персонажа и др. Такой проект может относиться к любому школьному предмету.

Часто в одном проекте сочетаются элементы нескольких видов проектов. В последнее время в школах популярны социальные проекты, которые мо­гут привлечь внимание учащихся к какой-либо серьёзной общественной проблеме, а иногда и помочь в её решении (например, организация помо­щи приюту для бродячих животных). Если вы собираетесь работать над таким проектом, имейте в виду, что это очень сложная работа, требующая усилий целой команды.

Очень важно понимать, к какому типу относится ваш проект, так как с типом проекта связаны способы работы и вид проект­ного продукта (того, что вы создадите в результате своей деятельности). В любом случае, обдумывая, каким вы сделаете свой продукт, помните, что он должен представлять интерес не только для вас.

 

Полученный проектный продукт должен быть важен для вас, а так же полезен и интересен другим людям.

Успехов вам на этом трудном, но увлекательном и  интересном пути!

 

(Н. А. Заграничная,  И. Г. Добротина. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде)

 

 

 

 


Powered by Joomla!. Design by: themza joomla 2.5 template  Valid XHTML and CSS. Проект при поддержке компании RU-CENTER