Роскошь или нищета общения? Общение невротическое, обычное и роскошное
Все люди — и взрослые, и дети - общаются друг с другом. Они могут общаться много или мало, хорошо или не очень, трудно или легко, но общение людей не прекращается никогда. Общение присутствует в жизни каждого человека, но качество его может быть разным.
Именно качество внутрисемейного общения во многом определяет отношения взрослых и детей, а в конечном итоге и счастливость или несчастливость семейной жизни в целом. Ни большие деньги, ни влиятельные родственники и полезные связи, ни высокие должности и головокружительные карьеры не могут сделать семью счастливой. Семье для счастья нужно что-то ещё. Вот это «что-то ещё» и есть внутрисемейное общение людей, как взрослых, так и детей, друг с другом и миром вокруг.
…
Любое общение строят и создают сами люди. В итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое. Семьи как раз и различаются тем, общение какого качества они создают, осознанно или неосознанно, в своих семейных домах. И то, как складывается семейная жизнь, какими вырастают дети, во многом зависит от качества внутрисемейного общения. А оно может быть:
• невротическим;
• обыкновенным;
• роскошным.
Также и родители, и вообще все взрослые, бывают невротическими, обычными и феноменальными.
Невротическое общение
Это — бурная и нервная коммуникация людей друг с другом, когда все её участники всё время на что-то жалуются, в чём-то (а чаще всего во всём) обвиняют друг друга, что-то постоянно друг от друга требуют и друг друга критикуют, при этом от такого общения искренне и тяжело переживая.
Невротическое общение людей наполнено обидами, претензиями, оскорблениями и пронизано негативом, большой напряжённостью, а порой ненавистью и даже откровенными страданиями. Каждый настаивает на своём, и все хотят друг друга переговорить, переспорить, перекричать, а главное, перекроить, переделать, изменить. И толком никто никого не слышит и не понимает, а главное — не принимает как личность.
Обычное общение
Участники обычного общения почти всегда разговаривают друг с другом, по крайней мере постоянно бросая «Как дела?», «Что будешь есть?» или «Что случилось?» Они могут слушать друг друга, но не всегда выслушивать. Они могут беседовать друг с другом, но не всегда понимать и принимать. Они вполне могут покрикивать друг на друга, обижаться и ругаться. А потом виниться, извиняться и мириться. Они также могут пошутить и посмеяться, а ещё и поприкалываться друг над другом, но у них редко получается беречь настроение другого человека
При обычном общении люди могут соглашаться друг с другом и не соглашаться, спорить и обижаться, а ещё обсуждать и критиковать, указывать и приказывать, просить и требовать. Ещё много чего могут делать участники обычного общения, но наслаждаться внутрисемейным межличностным общением у них не получается. Разбираться в психологических тонкостях человеческого общения им некогда, да и неохота. Поэтому задушевность в общении не получается, но об этом особо никто не задумывается и к этому не стремится.
Общение получается пресным, невыразительным, обычным и обыденным. Что-то типа такого:
— Здравствуй, Маша. Как твои дела в школе?
— Здравствуй, мама. В школе всё хорошо.
— Что будешь есть?
— Сосиски с картошкой.
— Не забудь потом помыть посуду.
— Ладно.
Обмен информацией в общем-то состоялся, а общение — нет. Ответы на все заданные вопросы получены, но душа человеческая не удовлетворяется лишь обменом информацией, а неуклонно просит чего-то ещё.
Роскошное общение, или Ласковый шёпот благородства души
Участники роскошного общения строят его не только из вопросов-ответов и обмена информацией. Они непременно добавляют в общение что-то ещё. И это тонкое и едва уловимое «что-то ещё» делает общение человеческим и человечным, душевным и задушевным, а также позитивным, вдумчивым, искренним и неспешным.
Такое общение несёт детям не только информацию и ответы на вопросы, а положительную эмоциональную энергию взрослых, их доброту и абсолютный позитив, давая детям радость бытия и счастье детства. Дети, пожалуй, не смогут описать этого словами. Они просто чувствуют ласковый шёпот души взрослого любящего человека, находящегося рядом. И от этого детские души начинают излучать бархатные лучики любви. Любви к этим феноменальным взрослым, находящимся рядом с ними и создающим такую атмосферу вокруг. Дети самозабвенно купаются в ней, а из детских глаз разлетаются во все стороны задоринки детской радости и искорки неподдельного счастья. Всем участникам общения отчего-то хорошо. От чего именно и почему, не всегда можно объяснить словами. Но зато очень даже можно почувствовать и ощутить.
Толковательный словарь для толковых родителей
Родители – это обычные люди, которым крупно повезло в жизни. Им судьба послала подарок – ребёнка или детей.
Думающие родители – это родители, которые ценят превыше всего дар судьбы – ребёнка или детей. А ещё они способны думать, размышлять, анализировать. Они также способны чинить наломанные дрова, разбирать нагороженные огороды, убирать с жизненных тропинок разбросанные тут и там грабли и извлекать уроки из допущенных ошибок. Но самое главное, думающие родители способны работать над собой, занимаясь самосовершенствованием и личностным ростом и меняться в лучшую сторону. И, конечно же, такие родители очень даже способны наслаждаться собственной жизнью вообще, а своим родительствованием в частности.
(А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения)
Powered by Joomla!. Design by: themza joomla 2.5 template Valid XHTML and CSS. Проект при поддержке компании RU-CENTER