logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Одарённые дети

  Что такое одарённость? Как относиться к одарённым детям? Требуют ли они специального подхода и развития?

Одарённость остаётся загадкой для большинства детей,  учителей и родителей. 

Для широкой общественности важными являются не столько научные основания одарённости, сколько их реальные жизненные проявления. Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи в реализации своих способностей. Но проблема диагностики и развития высокоодарённых детей, проблема понимания детьми своей одарённости всё же существует.

   Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался ода­ренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

   Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и яв­ляется идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размы­вает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону по­иска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не все­гда сохраняют свой талант.

   Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (от Бога, родителей и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если сле­довать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. 

    Чем одаренный ребенок отличается от способного?

   Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты.     В исследованиях ученых одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), кото­рая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных периодах детства. 

   В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые демонстрируют высокие достижения в одной или не­скольких сферах.

   Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуем­ное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на ин­тересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую па­мять, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

   В более старшем возрасте признаками одаренности считаются по­требность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планиро­ванию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концеп­циях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, пред­почтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведе­нии.

 Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?

Отечественные психологи выделяют 4 основных  вида одаренности.

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо дея­тельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возмож­ности реализации неких способностей при соблюдении опреде­ленных условий).

Специальная одаренность в свою очередь имеет несколько характерных типов.

  Эта классификация позволяет увидеть и развить специальную одаренность в каждом ребенке. Причем один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, акаде­мическую, спортивную и творческую одаренности: одинаково хорошо поет, танцует, на «отлично» успевает по всем школьным дисциплинам. Другими словами, в данном случае можно вести речь о так называемой комплексной одаренности. 

   Одной из сложнейших задач является выявление критериев опре­деления одаренности детей. Существуют очевидные характеристики одаренности:

• опережающее по ряду психических параметров развитие (по отношению к уровню развития сверстников);

• наличие чрезвычайной любознательности;

• способность следить за несколькими процессами одновременно;

• потребность активно исследовать окружающую действитель­ность, отслеживать причинно-следственные связи, делать выводы, создавать альтернативные системы.

 

Признаки одарённости детей

Сфера деятель­ности

 

Признаки 

Психо­физи­ческое разви­тие

• повышенный энергетический уровень (длительность сна, на­пример, у таких детей меньше, чем у сверстников);

• относительная неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие коорди­нации движений может отставать от познавательных  способностей)

Психосоци­альная сфера

• преобладание мотивов, связанных с содержанием деятельности      (деятельность выступает эффективным средством развития,      когда она стимулируется не чувством долга, не стремленем получить награду, а интересом к содержанию);

• самостоятельность, умение принимать решения, настойчи­вость в выполнении задания;

• стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм);

• социальная автономность, готовность и стремление отстаи­вать собственную точку зрения, независимость в суждениях;

• склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях;

• соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия;

• чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях - свидетельство одаренности и вместе с тем эффективный механизм психоло­гической защиты);

• способность понимать мотивы поведения других людей;

• терпимость к особенностям других людей;

• склонность к самоанализу;

• терпимость к критике;

• готовность делиться идеями;

• чуткость в анализе нравственных проблем;

• уверенность в своих силах

 

Позна­ватель­ная сфера

• умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные  решения;

• большое упорство в решении поставленных задач;

• способность находить альтернативные пути решения проблем;

• способность предвидеть, прогнозировать последствия;

• стремление всегда проверить новую идею;

• способность оценивать процесс и результат действий;

• изобретательность в выборе и использовании различных предметов;

• способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие;

• способность не только предлагать собственные, но и разраба­тывать собственные и чужие идеи;

• продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений;

• способность и склонность к интуитивному поиску;

• склонность к логическим построениям и рассуждениям;

• способность оперировать абстрактными понятиями;

• чувствительность к противоречиям;

• интерес к построению гипотез;

• интерес и исключительные способности к классификации и категоризации;

• раннее языковое развитие, способствующее накапливанию

и интенсивному использованию большого количества инфор­мации, а также большой словарный запас;

• умение хорошо излагать свои мысли;

• владение большим объемом информации;

• способность хорошо улавливать связь между одним событием и другим, между причиной и следствием;

• способность к переносу усвоенного опыта на новый материал;

• интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения;

• наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;

• высокий уровень развития памяти, способность долго удер­живать в памяти символы, буквы, слова, умение быстро запо­минать услышанное и прочитанное без специального заучи­вания;

• широкий кругозор (круг интересов);

• постоянное желание задавать много вопросов о происхожде­нии и функциях предметов;

• способность легко обучаться, все схватывать на лету;

• проявление ярко выраженной разносторонней любознатель­ности;

• умение делать выводы и обобщения;

• способность следить за несколькими процессами одновре­менно;

• способность создавать в воображении альтернативные системы;

• превышение средневозрастных норм на стадии «приема» ин­формации;

• способность к высокому уровню сосредоточенности;

• изобретательность и богатая фантазия

 

  Но у одаренных детей также имеются свои минусы. Негативными сторонами таких ребят являются следующие качества личности.

1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинте­ресна.

3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстни­ками, т. к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.

4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собе­седника, т. к. уже с первых слов схватывает суть проблемы.

5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время раз­говора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия кон­формизма и способности идти на компромисс.

7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребен­ка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.

   Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно пред­ложить следующее.

1. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учеб­ных заданий.

2. Предоставление большей самостоятельности.

3. Требование выполнения обычного учебного задания в несколь­ких альтернативных вариантах.

4. Придание большего внимания физическому и нравственному развитию.

 


Powered by Joomla!. Design by: themza joomla 2.5 template  Valid XHTML and CSS. Проект при поддержке компании RU-CENTER