logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Причины нарушения поведения и возникновения вредных привычек

 1. Игнорирование особенностей пубертатного периода.

  Для учащихся 5-6 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе.

Кроме того, в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, употреблять спиртные напитки.

  Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребенок вступает в процесс по­лового созревания. У ребенка формируется социально-психологиче­ское отношение к окружающим, начинают довольно четко вырисовываться чер­ты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е. проявляются основы личности.

  Становление характера и личностных свойств неразрывно свя­зано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освобо­диться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и еще нечеткая на­правленность стремлений и убеждений нередко создают для под­ростка целый ряд трудностей, в частности при общении с окружаю­щими.

  Самое важное в этот период - постараться воспитать в  детях независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на по­воду у других.

  Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заман­чивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложени­ям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментиро­вать).

    Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основ­ном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и пре­стижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи, иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения, новые возможности.

  Дети бессознательно стремятся подражать рекламным «героям» и верят, что приобретение, использование этого товара принесут им обещанное счастье, успех, процветание, красивую внешность, при­ятное общение и популярность. Дети должны знать, для чего служит реклама, кому это выгодно. На картинке - сильный, мужественный, загорелый мужчина с бе­лозубой улыбкой, на которого очень хочется быть похожим. Это при­манка. Человек начинает курить и покупает сигареты, обога­щая фирму, производящую данный сорт сигарет.

  Курение способствует появлению серого цвета лица, желтых зубов и уж точно не прибавляет объема мышцам.

  Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Не­редко в этот период отмечаются так называемые пубертатные пове­денческие кризы:

1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжелой болезнью.

2.Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т. п.).

3. Стремление все осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стре­мятся к уединению.

4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность, негативное отношение к взрослым. Иногда в поведении подростка звучат романтически-таинственные мотивы, иногда - нелепо-цинич­ные, что обусловлено особенностями воспитания и темпера­мента.

 В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоци­альных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об «истинной жизненной философии» без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой «учебной».

2. Органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикациии.

  Одной из причин, способных вызвать вредные привычки, нервно-психические нарушения, яв­ляется органическое поражение головного мозга. Наиболее часто встречаются остаточные явления черепно-мозговой травмы. Она может возникнуть как в период родов, так и в ранние годы жизни.

  Эти поражения могут длительное время не проявляться какими-либо болезненными нарушениями, в результате чего родители забывают о них.

 Поражения центральной нервной системы возникают и вслед­ствие перенесенных мозговых инфекций (менингит, энцефалит) или общих инфекций (ревматизм, вирусный грипп). Травматические по­вреждения на этом фоне вызывают довольно выраженные нарушения в психическом развитии ребенка.

  Крайне неблагоприятно влияют на нервно-психическое состоя­ние ребенка различные физические дефекты как врожденного, так и приобретенного характера, особенно косметические дефекты лица (заячья губа, волчья пасть и др.), такие дети с раннего возраста при общении с окружающими, особенно со сверстниками, начинают му­чительно переживать свою «неполноценность».

3. Психические травмы - сверхсильные для личности пере­живания, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями. Они играют значительную роль в появлении различных нарушений поведения и вредных привычек. Причинами чаще всего бывают различные конфликтные ситуации.

 Чаще других встречается так называемый конфликт поколений, возникающий в результате чрезмерной опеки и контроля старших за поведением и поступками подростков. Очень болезненно пере­живают подростки насильственное лишение общения со сверстни­ками, с которыми установились прочные и эмоционально значимые взаимоотношения.

 Болезненно воспринимается детьми и ломка привычных жизненных установок: переезд в другой город или район города, пе­реход в другую школу.

  Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке, пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюбленность, ущемленное самолюбие, раскры­тие тщательно скрываемых секретов и др.

4. Негармоничная семья и неправильное воспитание.

  Типич­ная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внут­ренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

  Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой... Там, где господствует жесткая ре­комендация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает, прежде всего, свободу выбора, направ­ления и способов действия.

  Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельно­сти, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти... Гиперопека  остается самой распространенной  ошибкой вос­питания.

  Чем опасна  гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить ситуацию, когда отличник, по­слушный сын заботливых родителей вдруг оказывался вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ.

  Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, подростка все равно найдет какой-либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, то выход ее будет неожиданным и неблаго­приятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одно­временно дать им возможность проявить себя в чем-то другом, ин­тересном и полезном для них.

  Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует из­бегать.

 Возрастающее стремление ребенка к самостоятель­ности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подрост­ковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению. Как избежать искушения авторитарностью? Кто с высоты своего положения родителя не требовал от подро­стка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым вы, может быть, перечерки­ваете атмосферу взаимопонимания, доверия? Научитесь отличать авторитетность (когда ребенок, уважая вас, согласится с вашим мне­нием) от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициа­тиву, ломая ему жизнь).

  Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизнен­ных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и лич­ностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет!».

  Необходимо научиться до­верять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельно­сти.

  Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него такого деформирующего воздейст­вия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.

  Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки, дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшие эмоционального контакта с ребенком. Различные нарушения в поведении часто бы­вают у подростков, которых родители отдали на воспитание бабушке и дедушке.

  К негармоничным следует относить и семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другими, отсутствует эмоциональная теплота, часто воз­никают конфликтные ситуации.

 


Powered by Joomla!. Design by: themza joomla 2.5 template  Valid XHTML and CSS. Проект при поддержке компании RU-CENTER