logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Агрессия

 Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием голов­ного мозга ребенка, нервной системы или некоторыми соматиче­скими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребенка в семье. Если родители часто наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребенка является ответной реакцией на жестокое отно­шение к себе.

 Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплески­вание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребенка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать, и стараются не допустить проявле­ние подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведет к уве­личению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, язвы, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда надо ждать еще большей беды...

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, про­являющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребенка, может спровоцировать новую вспыш­ку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребенка (думая, что все пройдет с возрастом само собой), то он начнет считать это нормой. И тогда привычка действовать аг­рессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости - способом завое­вания места под солнцем или самозащитой.

В любом случае агрессия - это отражение внутреннего дис­комфорта ребенка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Аг­рессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возни­кать у подростков с низкой самооценкой в состоянии фрустрации или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребенка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но все должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Психологи М. Алворд и П. Бейкер выработали критерии опре­деления агрессивности.

Говорить об агрессивности ребенка можно, если ребенок часто:

• теряет контроль над собой;

• спорит, ругается со взрослыми и сверстниками;

• отказывается следовать принятым правилам;

• специально раздражает окружающих;

• всегда винит других в своих ошибках;

• сердится и отказывается что-либо делать;

• завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;

• быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее чем 6 месяцев в поведении подростка проявляются более 4 перечисленных признаков, то можно предпо­ложить наличие у ребенка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого чело­века или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем боль­ше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

Физическая - использование подростком своей силы против другого человека.

Вербальная - выражение ребенком своих негативных чувств дру­гим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий.

Раздражение - готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым.

Подозрительность - склонность подростка не доверять к окру­жающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения, что «меня же хотели обидеть».

Косвенная агрессия - воздействие на кого-либо при помощи дру­гих людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.).

Обида - как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще.

Скрытая агрессия (или пассивно-агрессивное поведение). Ее подсознательная цель - месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих. Это одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмо­циями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «об­разумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) - это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознает, почему он так себя ведет.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подрост­кового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребенок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гне­ву) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течение 5-6 лет подросток овладевает прием­лемыми способами выплескивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребенок эти способы может не найти. Ему надо подсказывать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно-агрес­сивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождетесь», - говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут еще ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведет себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. От него стараются держаться подальше, а зачастую и просто боятся. В результате под­росток чувствует себя одиноким, никому не нужным, нелюбимым и в ответ еще больше озлобляется. Он замечает, что отличается от других, но оценить свое поведение как неправильное не может. Часто ребенок ведет себя так, потому что не знает других способов взаи­модействия. Или так ведут себя родные в его семье, и для него это привычный стереотип поведения.

Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему и самому не­уютно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.

Подростки, скорые на физическую расправу, часто попадают в ми­лицию за драки или за соучастие в правонарушениях. Да и словесные перепалки могут привести к тому, что в ход пойдут кулаки. К тому же подозрительность бежит впереди агрессивного подростка. Он в ка­ждом видит врага, который хочет его обидеть, оскорбить. А лучшая защита - нападение. Вот и нападает такой ребенок на всех подряд.

 

Что можно сделать, если ребенок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на пове­дение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства.

Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного пове­дения своего сына/дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребенка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отноше­ние к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного по­ведения.

Старайтесь найти по возможности спокойные способы выясне­ния отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать дру­гим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они  не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния.

Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Этому может помочь привлечение подростка к совместной заботе о младшем брате (сестре) или о животном. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.

4. Агрессивный ребенок не умеет правильно оценивать и свое со­стояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя.

Научите подростка понимать, что с ним происходит, управ­лять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это про­является внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние близкое к агрессии может выглядеть так: «Сердце колотится, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Также ему помогут методы само­регуляции и аутотренинг. Научите его расслабляться и контроли­ровать свои чувства.

5. Как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрес­сивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно.

Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими еще приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодей­ствовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных си­туаций.

6. Гнев, обида, раздражение - нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом.

Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.

Нарисуйте для подростка «Лист гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ - пусть разорвет его на мелкие ку­сочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл. Можно еще побить с остервенением подушку (или устроить подушечный бой с папой).

Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше).

Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить - подключите его к ре­монту, туда, где надо что-нибудь сломать.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Покажите подро­стку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорб­ляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя также.

Помните: чувству гнева подвержены все без исключения. Лучший способ выражать свой гнев - как можно спокойнее и разумнее направ­лять его только на того, кто разозлил. Тогда другие люди и близкие не будут мишенями. Ведь часто случается, что сын разозлился на слова мамы, а под горячую руку попал младший брат. Проблему все­гда можно решить, если здраво и логично обсудить ее, рассмотреть с разных точек зрения и найти компромисс. Это, конечно, тяжело, и сразу научиться невозможно. А у некоторых и вовсе не получается так справляться с трудностями. Для этого-то и нужны ваше тер­пение и помощь подростку. Да и сами вы должны поступать именно так. Ваш пример ярче всего покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях. Ведь если вы сами постоянно кричите и срываетесь на ребенка, то как можно добиваться от него другой реакции?

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпе­ливом отношении к его взрослению.

Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его агрес­сия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое от­ношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение. Помните, что избавление от агрессивности - долгий путь. Соберите все свое терпение - только так вы сможете помочь своему ребенку.

Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций.

 

 


Powered by Joomla!. Design by: themza joomla 2.5 template  Valid XHTML and CSS. Проект при поддержке компании RU-CENTER